Ужель (ta_samaja) wrote,
Ужель
ta_samaja

Categories:

просто чтобы не забыть

...И поцеловать твои окитайченные глаза...
«Лолита»

      ...ничем не связан, конечно, кроме
     твоих, брюнетка, очей зелёных, джунгарских... (МЩ)
Ну, во-первых, это просто красиво и загадочно, а во-вторых, от второго — непонятно.
Джунгары — это калмыки и калмычки (1, 2, 3).
Значитсо, у властительницы дум глаза калмыцкие (почти уверена, что просто похожи, и только глаза, а не лицо в целом, тем паче зелёный пигмент для тех краёв нехарактерен). То есть монголоидные. И тут же вспоминаем:
     Смутны и круглы, как у закланного тельца,
     её глаза — и портят несколько монгольский тип лица,
     в чём азиаты
     не виноваты. (МЩ)
Тоже непонятно и загадочно. Но если сравнить с первой цитатой, то получается как бы наоборот: лицо похоже на монголоидное (тут определённо чисто внешнее сходство, т.к. не виноваты, черти), а глаза — не те. Отметим, что излюбленный приём автора — перелицовывать уже сказанное «до такой же примерно картины, но в обратном зеркальном порядке»* (пример: «Как дай вам Бог любимой быть другим» — «как более не дай ей Бог любимой быть никем»; ещё). Применив дедукцию (или индукцию, по смыслу считай за одно) к первой цитате, укрепим уверенность: раз таки не виноваты, то и сходство глаз с калмыцкими — случайное (ну, или одинокий ордынский ген невзначай затесался). Собственно, и сам автор это давно подтвердил (см. первый коммент к данному посту).

Тогда при чём тут вообще калмыки?

Призовём опять Сергеича (справделивости ради, у него калмычка вполне исконная, что впрочем, литературного сродства совсем не исключает):
    Прощай, любезная калмычка!
[расширить цитату (факультативно)]
    Чуть-чуть, назло моих затей,
    Меня похвальная привычка
    Не увлекла среди степей
    Вслед за кибиткою твоей.
    ...
                    ...Ровно полчаса,
    Пока коней мне запрягали,
    Мне ум и сердце занимали
    Твой взор и дикая краса.
    Друзья! не все ль одно и то же:
    Забыться праздною душой
    В блестящей зале, в модной ложе,
    Или в кибитке кочевой?
(То же в прозе: «На днях посетил я калмыцкую кибитку... Молодая калмычка, собою очень недурная, шила, куря табак. Я сел подле нее. <...> Калмыцкое кокетство испугало меня; я поскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи».)

Чем не ключ? :) Открывает обе дверцы. И стойкий вопрос «кто изобретатель „картины мира“?», кажется, пошатнулся. Она это, любезная. А ЛГ только зеркало подставил и наблюдает из зазеркалья. Немного фантазии: пушкинской калмычке 18 — почти ребёнок, по нынешним меркам.
Из означенной любви к зеркалам можно вывести ещё несколько наблюдений:
1. Сошествие во ад изгнание из рая.
2. Еву завлёк, соблазнил (чем и довёл её с Адамом** до изгнания) змей девочка (в отместку? т.е. мща) влечёт целую небольшую армию рептилий «мимо райских рощ» в совсем, совсем другое место — под девизом «не тужи ни о чём, молодая». (Как змей легко отделался***, так и девчонка, видимо, в целом останется цела — в отличие от ползучих, тянущихся и текущих за ней по праху.)
То есть в зеркальной роли соблазнительницы оказывается уже (д)Ева (каковую базу пытался подвести ещё цитируемый в эпиграфе персонаж****, сам проживавший в «адском раю»*****; удобная всё-таки позиция, чтоб «делу дать... законный вид и толк» — «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», см.; тем не менее ЛГ всё-таки отмечает смутную жертвенность в её глазах).
3. Змей навёл на первородный грех в одиночку, а огребло за это всё его семя — вот откуда возрастающее в арифметической прогрессии (надо бы в геометрической, а то и по экспоненте, но что взять с филолога) стадо (бедняжки вполне безобидного, отметим, облика и поведения), влекомое словно обезумевшим пастырем. Однако за фасономфасадом «нежнейшей из нежных жён», как мы знаем, вполне может скрываться чёрт знает что такое: «меж рептилий опасней нет существа, чем ты», «туловище дракона» и протчая (правда, тут ЛГ не отказывает и себе в драконьей натуре; что ж, по крайней мере на равных). Так что и количество, и смирение мелких холоднокровных перед крупным вполне объяснимы.

И так я это хорошо разложила для себя, что даты озадачили (до их проверки полагала первую песню гораздо более ранней): «тип лица» оказался двумя годами моложе «очей джунгарских». То есть вроде как попрощался, но зело зацепило. Как говорится (уже в связи с другим прощаньем) «Могучей страстью очарован».
Что ж, буду думать...
__________________________
* Люцифера как ипостась ЛГ «Descensus...» сразу и нещадно отметаем — зеркало глаз его оловянное, а у ЛГ — стеклянное (не хватает ещё деревянного, надо бы пошукать на досуге :).
** На допросе Адам пробовал отвертеться: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12; курсив мой. — t.). Что, как известно, не помогло. Ни ему, ни Еве, кивавшей на змея (та хоть простодушно изложила как было дело, — а Адам-то на Кого свалить попытался! :).
*** «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14-3:15; курсив мой. — t.).
**** Указывая суду на наличие у нимфеток отчасти нимфической (т. е. демонской) сущности и «душеубийственной прелести» (см.) — собственно, прелесть и есть соблазн.
***** «Да, мы ссорились, да, она бывала прегадкой, да, она чинила мне всякие препятствия, но невзирая на её гримасы, невзирая на грубость жизни, опасность, ужасную безнадёжность, я всё-таки жил на самой глубине избранного мной рая — рая, небеса которого рдели как адское пламя, — но всё-таки, рая» (см.).


АПД1 (пардон, Остапа понесло :)
1. Немного оффтоп: «Ты, Юлька, известная всем Монголка» — цитата из фильма «Вам и не снилось» (1980) по повести «Роман и Юлька» Галины Щербаковой (1981) — скорее просто совпадение, но зато двойное :) Даже тройное, т.к. даты тоже слегка озадачивают (повесть вышла позже фильма). Впрочем, фильм в своё время гремел, а автору самому было всего 18-19... Можно ведь и спросить :)
2. Добавки, связности ради, вношу прямо в текст, никак не выделяя.

АПД2 Всётки вопрос об изобретателе «картины мира» слишком неоднозначен. Ясно, что не Босх. :] По большому счёту - Он, больше некому. С другой стороны, картина - только частное отражение всего многообразия мира. Например, если в её центре девочка-женщина (собирательный образ, даже если начался с одной), то это и точка отсчёта, и призма, через которую можно рассматривать эту картину. Как вариант: «Omnia mala ex mulieribus» («Всё зло от — женщин») — так считал  св. Иероним, покровитель переводчиков (по милому совпадению — тёзка Босха).
Tags: МЩ, Пушкин, рифмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments